Готовность Chevron удержать позиции в богатой нефтью Венесуэле теперь будет сложной политической проблемой, которую предстоит решить избранному президенту Джо Байдену.
Министерство финансов США продлило до 3 июня свое разрешение Chevron на проведение важных операций в стране для сохранения своих активов по сравнению с предыдущим крайним сроком 1 декабря. С апреля американскому нефтяному гиганту запретили бурение скважин или продажу, покупку или транспортировку нефти и нефтепродуктов в южноамериканской стране.
Chevron уже давно утверждает, что США выгодно иметь производителя в стране, обладающей крупнейшими в мире запасами нефти. Но санкции, введенные президентом Дональдом Трампом против режима Николаса Мадуро, завоевали двустороннюю поддержку, и Байдену сложно изменить тактику.
«Любой знак согласия со стороны администрации Байдена может быть истолкован в Венесуэле как принятие статус-кво и может непреднамеренно укрепить позиции Мадуро», — сказал Шрайнер Паркер, вице-президент консалтинговой компании Rystad Energy по Латинской Америке.
Через край
Никто не видит, что Венесуэла возвращается к своей славе в качестве нефтегазового государства, когда ее добыча нефти конкурировала с производством Мексики и Ирака, и она поставляла в США больше нефти, чем большинство других стран. В мире должно слишком многое измениться, чтобы это произошло. Сланцевый бум в США наводнил мировые рынки, и цены упали с более чем 100 долларов за баррель еще в 2014 году, задолго до того, как Трамп ввел санкции.
Однако отношения с обедневшей страной остаются горячей темой внешней политики.
Во Флориде голосование во время президентских выборов проходило с большим отрывом из-за более высокой, чем ожидалось, поддержки республиканцев среди латиноамериканцев, многие из которых бежали от режимов покойного Уго Чавеса и его преемника Мадуро. Это мешало демократам заручиться поддержкой городских избирателей штата, ключевого блока для партии в остальной части страны.
Однако противодействие консервативных латиноамериканцев не помешало администрации Обамы открыться для Кубы. Байден пока умалчивает о своей позиции в Венесуэле.
Мадуро выразил надежду на улучшение отношений с США после победы Байдена, но обвинения в захвате законодательной власти также не облегчат потенциальное потепление в отношениях для избранного президента.
Между тем, компания Chevron, расположенная в Сан-Рамоне, штат Калифорния, постоянно лоббирует продление срока действия своего разрешения на работу в Венесуэле и контактировала с официальными лицами США перед решением во вторник, сказал человек, знакомый с усилиями компании по связям с общественностью, который попросил не называть его имени, поскольку они не уполномочены обсуждать этот вопрос публично.
Chevron продолжит соблюдать законы и постановления, связанные с его деятельностью в Венесуэле, и по-прежнему привержена целостности активов своего совместного предприятия, сообщил представитель компании Рэй Фор в электронном письме.
Согласно данным ОПЕК из вторичных источников, добыча нефти в Венесуэле, являющейся одним из основателей ОПЕК, упала в октябре до 367 000 баррелей в день, что является самым низким уровнем с 1940-х годов. Санкции заставили партнеров на нефтяных месторождениях значительно сократить операции. После того, как российское ПАО «Роснефть» и China National Petroleum Corp. перестали покупать нефть у режима, Мадуро в основном полагался на другую страну, попавшую под санкции: Иран. Тегеран отправил в Каракас нефть, запчасти для нефтепереработки и бензин в обмен на оплату золотом.
100 лет
Chevron начала поиски нефти в Венесуэле около века назад. Его нефтеперерабатывающий завод Паскагула в Миссисипи спроектирован для обработки тяжелой нефти, поступающей с месторождения, что подчеркивает важность Венесуэлы в ее бизнес-модели.
Другие крупные американские компании Exxon Mobil Corp. и ConocoPhillips вышли из Венесуэлы, когда Чавес разорвал существующие контракты и взимал больше налогов в рамках национализации, но Chevron не сдавался и инвестировал около 700 миллионов долларов в год даже после того, как Чавес взял на себя операционный контроль.
За последние 10 лет компания потратила более 100 миллионов долларов на социальные программы в стране, но ее доля в добыче по двум венесуэльским проектам упала на 16% в 2019 году до 35 300 баррелей в день, что составляет существенную часть ее мировой добычи.